Об особенностях организации карантинных зон

Posted in Новости

30 ДНЕЙ СТРОГОЙ ИЗОЛЯЦИИ

 

10 апреля 2017

 

Самвел Григорян о зоне карантинного хранения и других аптечных зонах - в свете Надлежащей аптечной практики и Надлежащей практики хранения и перевозки

Вступление в силу 1 марта 2017г. Правил Надлежащей аптечной практики (НАП) и Правил Надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов (НПХП) вызвало у аптечных работников много вопросов. В редакцию электронного журнала «Катрен-Стиль» пришло немало писем, в которых сотрудники аптек просят подробно разъяснить, какие требования новые нормативные акты предъявляют к карантинному хранению лекарственных препаратов.

Наш эксперт  Елена Неволина, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» (Москва)

Чтобы ответить на все вопросы, поступим следующим образом. Сперва кратко изложим то, что содержится в фармзаконодательстве по данной теме. А затем — основываясь на этих положениях и с помощью Елены Неволиной, исполнительного директора Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата» — попробуем ответить на то, сколько должно быть таких зон, как их следует организовать, выделять и т. д.

 

Заглянем в Надлежащие практики

Начнем, пожалуй, с Приказа Минздрава № 646н (НПХП). Этот нормативно-правовой акт наиболее подробно освещает данную тему. Пункты 11–16 Приказа обязывают фарморганизации иметь определенный набор помещений и зон для осуществления деятельности по хранению лекарственных препаратов. Согласно пункту 15, площадь аптечных помещений должна быть разделена на зоны, предназначенные для выполнения перечисленных функций:

приемки товара;

хранения лекарственных препаратов, требующих специальных условий;

хранения выявленных фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных препаратов, а также препаратов с истекшим сроком годности (назовем ее для простоты «зона 1»);

карантинного хранения лекарственных препаратов (назовем ее условно «зона 2»).

 

У дистрибьюторов и производителей, в дополнение к этим четырем, должны еще иметься зоны, предназначенные для экспедиции и основного хранения лекарственных препаратов (пункт 14 НПХП). А пункт 16 определяет, что перечисленные функции могут выполняться не только в отдельных зонах, но и отдельных помещениях (разумеется, при наличии такой необходимости и возможности).

 

В Общей фармакопейной статье «Хранение лекарственных средств» (ОФС. 1.1.0010.15) указано, что комплекс помещений для хранения — речь идет о фарморганизациях вообще, а не только об аптеках — должен включать помещения (зоны) приемки лекарственных препаратов; отбора проб; карантинного хранения; для лекарственных средств особых условий хранения; для хранения забракованных, возвращенных, отозванных и/или лекарственных средств с истекшим сроком годности.

Заглянем в НАП (приказ Минздрава РФ № 647н). В пункте 24 раздела V «Инфраструктура» также имеется перечень зон субъекта розничной торговли лекарственными препаратами. Это зоны:

торговли, с обеспечением мест хранения, не допускающим свободного доступа покупателей к товарам, отпускаемым в том числе по рецепту;

приемки;

карантинного хранения, в том числе отдельно для лекарственных препаратов;

раздельного хранения одежды работников.

Добавим к этому, что ни в НАП, ни в НПХП, ни в фармакопее нет четкого определения «зоны карантинного хранения», или, проще говоря, карантинной зоны. Поэтому для начала попробуем уточнить, что это такое.

 

Как организовать карантинную зону

Отвечая на данный вопрос, Елена Неволина в первую очередь напоминает, что цель организации зон 1 и 2 одна — не допустить реализации недоброкачественных, контрафактных, фальсифицированных, с истекшим сроком годности, возвращенных, имеющих помятую или со сколами упаковку и т. п. препаратов потребителю. С этой целью они должны храниться не вместе с остальными, доброкачественными лекарствами, а отдельно.

Этим отдельным местом, поясняет Елена Неволина, могут быть специально выделенные полка, шкаф, коробка, поддон, паллета, а также (если есть возможность и необходимость) комната.

Основное условие — эти места должны быть идентифицированы именно как зона 1 или 2. Как это сделать? На этот счет есть лаконичное указание в пункте 66 НАП: маркировка, место и способы выделения карантинной зоны, а также лицо, ответственное за помещаемые туда товары аптечного ассортимента, устанавливаются приказом руководителя данного аптечного субъекта.

Иными словами, данный вопрос следует решать самим аптекарям, в меру своей фантазии. Елена Неволина полагает, что это могут быть яркие, бросающиеся в глаза надписи, знаки, предупреждения в совокупности с непременным доведением до всех сотрудников сведений о карантинной зоне, порядке ее организации и использования, о системе этих предупреждений. И том, какие они должны быть и как следует информировать работников, должно быть написано в приказе руководителя.

«Главное, — подчеркивает Елена Неволина, — чтобы все в аптеке знали: в этом шкафу, коробке, на этой полке и т. д. лежат препараты, которые ни в коем случае нельзя отпускать покупателям, чтобы исключить случаи даже случайной, непреднамеренной их реализации». А выбор способов маркировки — на усмотрение аптечного руководителя, по этому частному вопросу претензий фарминспекторов быть не должно.

Изоляцию товара, находящегося в карантинной зоне, можно дополнительно гарантировать с помощью аптечных программ движения товара. «Берет работник по ошибке такой карантинный препарат, пытается его просканировать, а тот не сканируется, и продать его невозможно. И, конечно, надо, чтобы сотрудник знал: если скан не сработал, не надо пытаться набрать его вручную. Это может просто означать, что он случайно взял препарат, отложенный на карантинное хранение», — комментирует Елена Неволина.

 

Противоречия и странности

К сожалению, нормы законодательства, касающиеся зон 1 и 2, не очень ясны и в какой‑то мере противоречивы. О карантинной зоне говорится также в Приказе Минздравсоцразвития от 23.08.2010 г. № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».

В пункте 12 раздела III этого Приказа имеется следующее положение: «При выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне». Как видим, о других категориях, скажем так, «лишенных доверия» в связи с их качеством лекарств — недоброкачественных, фальсифицированных, контрафактных — в данном положении нет ни слова.

Значит ли это, что карантинная зона предназначена для хранения только препаратов с истекшим сроком годности? Но почему же тогда в НПХП «истекшие препараты» упоминаются не применительно к зоне 2, а к зоне 1?

На самом деле ларчик здесь открывается просто. Приказ «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» после вступления в силу Правил Надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, по сути, отражает вчерашний взгляд законодателей на тему карантинной зоны. Два документа дублируют друг друга, они даже называются почти одинаково. Ладно бы дублировали, они же еще — например, по теме аптечных зон — противоречат друг другу.

Конечно, именно НПХП отражает современный взгляд законодателя на данную тему, и руководствоваться надо прежде всего им. Но и с его нормами не всё ясно.

 

Две зоны и две группы

Любой аптечный работник не может не задать очевидный вопрос: если выявленные фальсифицированные, недоброкачественные, контрафактные препараты, а также препараты с истекшим сроком годности (назовем их «ИЛО-препараты», то есть изъятые из лекарственного обращения), согласно пункту 15 НПХП, следует хранить в специально предназначенной для них зоне (зона 1), то для каких препаратов в таком случае предназначена отдельно упоминаемая в данном пункте зона карантинного хранения (зона 2)?

Ведь что такое карантин применительно к нашему аптечному случаю. Это тот самый 30‑дневный срок, в течение которого владелец этих самых ИЛО-препаратов должен принять и исполнить решение об их уничтожении или возврате поставщику/производителю (пункт 4 постановления Правительства РФ от 03.09.2010 № 674). Если исходить из этого, то ситуация совершенно запутывается, потому что получается, что обе зоны предназначены для одного и того же.

Елена Неволина предлагает не высчитывать, сколько зон должно быть в аптеке, а исходить из цели их создания, которую она назвала выше. В ходе обеспечения этой задачи количество зон в каждом конкретном случае выяснится само собой.

На самом деле все лекарственные препараты, помещаемые в обе зоны, можно разделить на две большие группы.

Первую составляют ИЛО-препараты, по которым уже имеется окончательное решение об их исключении из лекарственного обращения, с последующим уничтожением или возвратом поставщику (производителю).

Во вторую же входят, например, препараты, по которым имеется только временное решение — например, опубликовано письмо Росздравнадзора о временной приостановке реализации такой‑то серии такого‑то препарата. Но судьба этой серии окончательно не решена, она еще может поступить в лекарственное обращение, если появится новое соответствующее письмо Росздравнадзора. В эту же группу можно отнести лекарственные препараты и другую продукцию, поступившую в аптеку без документации или с недостающей документацией, препараты, у которых отсутствует инструкция по применению (до тех пор, пока вопрос с их документацией/инструкцией не будет решен); возможно, также, заказанные по ошибке. Словом, все препараты, к которым имеются вопросы, но пока еще нет окончательных ответов. Поэтому назовем вторую группу «препараты под вопросом».

 

Сколько должно быть зон

От того, к какой из этих групп относится препарат, зависит и то, как его следует хранить. Если его помещают в первую группу, то в определенном смысле лекарственным препаратом его уже назвать нельзя — после 30‑дневного режима строгой изоляции (и возврата) его ждет уничтожение. На это обстоятельство указывает и Елена Неволина: «Если принято окончательное решение об изъятии, то уже никто не может потребовать у аптеки хранить эту серию в специальных условиях, потому что препарат в любом случае будет уничтожен, какой тогда смысл в соблюдении этих условий».

Исходя из этого, все препараты, по которым имеется окончательное решение об изъятии из лекарственного обращения, могут храниться в одном отдельном месте, то есть одной зоне, вне зависимости от того, требовали бы они, если бы были доброкачественными, контролируемых условий хранения или нет. Вероятно, это и есть условная зона 1, упомянутая в пункте 15 Приказа № 646н — в отсутствие исчерпывающих пояснений в приказе приходится толковать его самим.

Что касается «препаратов под вопросом», то в их отношении может быть проведен дополнительный анализ, и дальше возможны два варианта. Поскольку не исключена возможность того, что Росздравнадзор может отменить свое первоначальное решение и разрешить реализовывать приостановленную серию, препараты второй группы следует хранить:

а) с соблюдением всех тех условий хранения, которые предписаны для этих препаратов инструкцией по применению и/или другой документацией;

б) и в то же время отдельно от всех других препаратов, поскольку вероятен также второй вариант — полное изъятие данной серии из обращения.

«Если «препарат под вопросом» требует хранения в контролируемых условиях, в частности, при определенной температуре — значит, необходимо в холодильнике выделить полку, на ней сделать предупреждающую надпись или маркировку о том, что это карантинный товар, в соответствии с приказом руководителя аптеки. Не помешает также отдельно уведомить всех сотрудников, занимающихся отпуском, что с этой полки холодильника товар отпускать нельзя», — поясняет Елена Неволина.

И вряд ли следует переводить данную тему в математическую плоскость, то есть пытаться подсчитать, сколько в аптеке должно быть зон карантинного хранения. Она должна быть одна, но состоящая из нескольких подзон, находящихся в разных местах.

Некоторые помещенные на карантин препараты могут требовать хранения при температуре от 2 до 8 °С — значит, одна карантинная подзона должна быть выделена в том вашем аптечном холодильнике, где вы устроили, согласно упомянутой выше ОФС, «холодное место». Другие должны храниться в «прохладном месте» — поместите их в холодильник с этим режимом, на выделенную и там карантинную полку, отдельно от других препаратов. Вот вам вторая подзона.

Если же «препарат под вопросом» не требует особого температурного режима, то его следует разместить на хранение в отдельном шкафу, коробке, полке и т. д., с соблюдением всех обычных правил аптечного хранения, принятых для доброкачественных препаратов в том числе в данной аптеке.

Плюс еще необходимо помнить приведенное выше положение пункта 24 НАП, из которого следует, что лекарственные препараты в карантинной зоне надлежит хранить отдельно от нелекарственных товаров. То есть вот вам в этом абзаце еще как минимум две подзоны, для лекарственных и нелекарственных товаров.

И так далее по каждому месту отдельного хранения карантинных препаратов, которое могут потребовать обстоятельства. А обстоятельства эти записаны в инструкции по применению каждого такого препарата, в разделе «Условия хранения».

Иными словами, всё зависит от текущей ситуации. Очень может быть, что иногда одна из этих подзон будет пустовать. Например, в один прекрасный день в аптеке может просто не оказаться ни одного карантинного препарата, требующего хранения в прохладном месте. Сохраните ли вы при этом выделенное пустое карантинное место в холодильнике, зависит от вас — в законодательстве на этот счет четких обязывающих предписаний нет.

Остается добавить, что, если Росздравнадзор по результатам дополнительного анализа примет окончательное отрицательное решение в отношении ранее приостановленной серии, препарат следует переместить в зону 1, с последующим уничтожением/возвратом.

 

Источник: Онлайн-журнал «Катрен стиль» Выпуск: №159, апрель 2017

Непрерывное фармацевтическое образование: реалии и перспективы

Posted in Новости

Непрерывное фармацевтическое образование:

реалии и перспективы

 

07 апреля 2017

 

Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование: реалии и перспективы

 

В статье обозначены новые подходы и пути реализации повышения квалификации фармацевтических работников через систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Подчеркнута роль профессионального сообщества в лице Союза «Национальная фармацевтическая палата» в повышении квалификации специалистов, изложены алгоритмы выбора траектории образовательной активности специалиста для подтверждения квалификации.

Ключевые слова:

аккредитация специалиста, система непрерывного медицинского и фармацевтического образования, образовательные кредиты, общероссийский образовательный портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования, индивидуальный цикл обучения

В 2016 г. произошли значительные изменения в системе подготовки фармацевтических кадров в части допуска к профессиональной деятельности специалистов, получивших фармацевтическое образование в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Теперь фармацевтические работники, кроме диплома, должны иметь новый документ – свидетельство об аккредитации специалиста. Эта новелла введена в действие Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», кроме этого, закон ввел само понятие «аккредитация специалиста».

Аккредитация специалиста – это процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского или фармацевтического образования не реже одного раза в 5 лет. В соответствии с приказом Минздрава от 02.06.2016 г. № 334н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов» аккредитация специалиста проводится в отношении:

лиц, завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского и фармацевтического образования, среднего медицинского и фармацевтического образования, иного образования, в соответствии с ФГОС (далее – первичная аккредитация);

лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), а также лиц, получивших образование на территории иностранного государства (далее – первичная специализированная аккредитация);

лиц, завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации (далее – периодическая аккредитация).

 

Напомним, что до 1 января 2016 г. допуском к профессиональной деятельности фармацевтических работников являлась сертификация специалиста, т.е. после окончания вуза выпускник должен был пройти обучение в интернатуре, и лишь после этого он получал сертификат специалиста, который давал право работать по специальности в течение 5 лет. Затем специалист должен был пройти обучение на цикле повышения квалификации в объеме 144 академических часов в образовательной организации с последующей сертификацией и опять мог быть допущен к профессиональной деятельности на очередной 5-летний срок.

Начиная с января 2016 г., кроме процедуры аккредитации специалиста, стала реализовываться система непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

Необходимость непрерывного образования (через всю жизнь) обусловлена прогрессом науки и техники, широким внедрением инновационных технологий (по некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4–6%). Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование обеспечивает преемственность всех уровней образования (среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального), позволяя специалистам адаптироваться к меняющимся потребностям отрасли, и является фактором конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Кроме того, система непрерывного медицинского и фармацевтического образования позволяет обучаться без отрыва от практической деятельности, используя ресурсы медицинских и фармацевтических организаций (компьютеры, выход в Интернет), а отечественные электронные библиотечные системы, учебно-методические комплекты и программные комплексы обеспечивают доступность образовательных услуг специалистам.

В основе подхода к непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию лежит система образовательной активности специалиста в течение 5 лет в виде накопления образовательных кредитов/баллов. При этом 1 образовательный кредит равен 1 академическому часу.

За 5 лет для успешного прохождения периодической аккредитации надо накопить 250 баллов (кредитов).

Приказ от 11.11.2013 № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций» заложил основные условия реализации системы непрерывного образования: образовательная программа имеет модульный принцип построения; объем подготовки по образовательной программе превышает 100 ч; доля дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательной программе составляет не менее 50%; не менее 15% содержания образовательной программы составляет региональный компонент; образовательная программа согласована медицинской профессиональной некоммерческой организацией и органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, принимавшими участие в ее разработке.

Образовательные программы, не согласованные с медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, принимающими участие в их разработке, в рамках реализации модели не применяются. Кроме этого, приказом установлено, что при реализации образовательной программы с использованием сетевой формы в образовательном процессе допускается участие нескольких образовательных и иных организаций, в том числе общественных профессиональных организаций.

Таким образом, в отличие от традиционного повышения квалификации в течение 144 ч в образовательной организации система непрерывного медицинского и фармацевтического образования учитывает стажировки, участие в различных образовательных мероприятиях: конференциях, семинарах, а также электронное обучение с применением модулей (электронных образовательных материалов с тестовым контролем).

Чтобы все участники системы здравоохранения могли комфортно перейти к новой системе непрерывного образования и системе аккредитации, вводится переходный период, который будет длиться достаточно долго (2016–2021 гг.).

С января 2016 г. все, кто завершает обучение по программе дополнительного профессионального образования по старой либо новой модели, должны будут сразу после окончания обучения приступить к накоплению баллов на сайте edu.rosminzdrav.ru и, соответственно, через 5 лет пройти повторную (периодическую) аккредитацию.

Для внедрения новой модели НМО Минздравом РФ разработан общероссийский портал (edu.rosminzdrav.ru). Здесь каждый работник может зарегистрироваться и получить доступ к образовательным материалам, сформировать индивидуальный план обучения, а далее составлять отчеты для допуска на аккредитацию. Индивидуальный план устанавливается самим работником добавлением зарегистрированных на портале образовательных программ вузов, электронных материалов для самостоятельного обучения, образовательных мероприятий, организованных некоммерческими профессиональными организациями. Специалист может выбирать модули по своей специальности, ориентируясь на аннотацию, раскрывающую образовательную цель модуля. В то же время специалисты могут получить баллы без отрыва от рабочего места – за счет изучения электронных учебных материалов.

Подтверждение вступления специалиста в индивидуальный 5-летний цикл будет проводиться образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой он пройдет первое включенное в индивидуальный план обучение по программе непрерывного образования. Общая трудоемкость выбранного специалистом индивидуального плана обучения по специальности за 5 лет составляет не менее 250 академических часов с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов, набранных за счет программ непрерывного образования и образовательных мероприятий. При этом ежегодно в зачет пойдет не более 14 академических часов за счет освоения образовательных мероприятий.

Остальные 36 ч специалист должен выбрать из предлагаемых образовательными организациями дополнительных профессиональных программ повышения квалификации: либо сразу 36 ч в одной образовательной организации, либо 2 модуля по 18 ч в одной или двух образовательных организациях (возможны и другие модели обучения).

Освоение компонента индивидуального плана подтверждается соответствующим документом. Освоение компонентов индивидуального плана учитывается на портале edu.rosminzdrav.ru и отображается в образовательном портфолио специалиста по выбранному индивидуальному 5-летнему циклу. Полный спектр образовательной активности специалиста по любым специальностям отображается в общем образовательном портфолио. После успешного выполнения индивидуального плана специалист допускается к прохождению повторной (периодической) аккредитации.

Это траектория развития специалистов, которые уже получили свидетельство об аккредитации или проходят процедуру ресертификации после 2016 г.

У специалистов, получивших сертификат специалиста до 1 января 2016 г., возникает вопрос о дальнейшей возможности повышения своей квалификации в ближайшие 5 лет: возможен ли переход на систему непрерывного образования или эти специалисты могут только традиционно повысить квалификацию в образовательной организации в течение 144 академических часов?

У таких специалистов сегодня есть 2 пути: либо 144 ч традиционного обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо формирование индивидуального плана обучения в объеме не менее 144 академических часов и его освоения в течение периода действия сертификата специалиста, в том числе в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского и фармацевтического образования с участием в конференциях, семинарах, а также электронное обучение с применением модулей (электронных образовательных материалов с тестовым контролем). При этом участие в различных образовательных мероприятиях может не превышать 36 ч, не менее 108 ч отводится образовательным организациям для реализации программ повышения квалификации, при этом специалист выбирает наиболее интересные для себя программы (модули) в одной или нескольких организациях.

Если специалист выбрал традиционную модель обучения – 144 ч в образовательной организации, ему не обязательно регистрироваться и создавать личный кабинет на портале edu.rosminzdrav.ru. При выборе индивидуального плана обучения на период действия сертификата специалисту необходимо учитывать свою образовательную активность через портал. Для регистрации на сайте edu.rosminzdrav.ru и открытия личного кабинета специалисту требуется адрес электронной почты. Идентификация специалиста проводится по номеру СНИЛС.

Как уже отмечалось выше, если вступление специалиста в индивидуальный 5-летний цикл будет проводиться образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, посещение аккредитованных мероприятий специалист должен отражать в личном кабинете самостоятельно.

Важно помнить, что информация об аккредитованных мероприятиях размещается на сайтах edu.rosminzdrav.ru и sovetnmo.ru. Если на этих сайтах нет информации о мероприятии, значит, за участие в нем образовательные кредиты начисляться не будут.

Аккредитованные для фармацевтических работников мероприятия эксперты Национальной фармацевтической палаты оценивают по определенным критериям, с точки зрения возможности повышения квалификации в соответствии со специальностью в области фармацевтической деятельности.

Участнику аккредитованного мероприятия в обязательном порядке выдается свидетельство участника, в котором указывается индивидуальный код подтверждения участия, который специалист должен указать в своем индивидуальном плане обучения в личном кабинете, после чего ему будут начислены образовательные кредиты.

В заключение напомним, что медицинские и фармацевтические работники, в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (ст. 73), обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 72 ФЗ № 323 они имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

 

Неволина Елена Викторовна – кандидат фармацевтических наук, исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная фармацевтическая палата»,                E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Косова Ирина Владимировна – доктор фармацевтических наук, профессор кафедры управления и экономики фармации ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

Литература:

 

• Федеральный закон от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ».

• Приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».

• Приказ Министерства здравоохранения РФ от 25.02.2016 № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

• Приказ Министерства здравоохранения РФ от 09.06.2015 № 328 «Об утверждении

Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций».

 

http://edu.rosminzdrav.ru/, www.sovetnmo.ru.

 

Источник: Журнал «УПРАВЛЕНИЕ АПТЕКОЙ» № 3 2016

Вебинар: "Росздравнадзор о Практике надлежащего хранения"

Posted in Новости

Приглашаем принять участие в вебинаре
"Росздравнадзор о Практике надлежащего хранения"

1 марта 2017 г. вступили в силу не только Правила Надлежащей аптечной практики (НАП), но и Правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения (для краткости НПХП). Они утверждены приказом Минздрава РФ от 31.08.2016 № 646н.

28 апреля Ирина Крупнова, начальник управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Роcздравнадзора, расскажет о хранении лекарственных препаратов в свете новых нормативных документов, и ответит на основные вопросы, заданные на вебинаре, посвященном Надлежащей аптечной практике.

Лектор: Ирина Викторовна Крупнова, начальник управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Роcздравнадзора


Вебинар состоится 28 апреля в 12.00 (мск)


Необходима предварительная регистрация: www.katrenstyle.ru/webinars/298

Примечание: пользователям мобильных устройств необходимо установить мобильное приложение Webinar и зарегистрироваться в нем.
Приложение для iOS
Приложение для Android

Если у вас остались вопросы или возникли трудности, вы можете связаться с нами по телефону 8 (383) 363 26 13 или написать на This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.